Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации»
Федеральный закон «О прокуратуре РФ» является фундаментом правовой деятельности органов прокуратуры на территории нашей страны. Его положения определяют первостепенные конституционные начала и принципы работы данного органа как органа власти, раскрывают полномочия, ответственность и запреты всех прокурорских работников на территории РФ.
Когда был принят
Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:
ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.
Это быстро и БЕСПЛАТНО!
Впервые закон, регламентирующий деятельность прокуратуры, был принят 17 января в 1992 году.С тех пор его положения изменялись десятки раз, менялись сроки, формулировки и обязанности, однако он по-прежнему регламентирует деятельность всей системы органов соответствующего направления.
Вместе с Конституцией РФ данный нормативный правовой акт является первостепенным при определении круга полномочий людей, выбирающих для себя профессию в сфере прокурорской надзорной деятельности.
Основные определения и краткое содержание
Содержание:
- В первой статье закреплено определение Прокуратуры Российской Федерации, как единой системы органов власти, осуществляющей надзор (в том числе прокурорский) за соблюдением законодательства Российской Федерации на всей ее территории;
- Статья одиннадцатая раскрывает понятие системы органов прокуратуры Российской Федерации;
- Приложения в количестве трех таблиц регламентирует размер ежемесячного вознаграждения прокурорского работника прокуратуры РФ.
Структура закона:
- Семь разделов;
- Пятьдесят четыре статьи;
- Приложение.
Особенности разделов:
- Первый раздел именуется общими положениями, в них включены статьи с первой по десятую. Здесь законодатель раскрывает понятие, принципы и основные цели органов прокуратуры;
- Второй – посвящен организации и структурированию (системе) Прокуратуры РФ. Раскрываются сроки полномочий отдельных структур и должностей, способы образования коллегий в статьях с 11 по 20;
- Третий – состоит из четырех глав и регламентирует понятие и составляющие прокурорского надзора. Разделение на главы происходит по предмету правового регулирования (по сферам деятельности). Содержание раздела раскрывается с 21 статьи по 34;
- Четвертый – устанавливает положения, которыми определено роль прокурора в судебных разбирательствах. В статьях с 35 по 39 раскрываются возможности прокурора как стороны в судебном процессе;
- Пятый – посвящен кадровым вопросам в органах прокуратуры. Это раскрывают статьи с 40 по 45;
- Шестой – в статьях с 46 по 50 закрепляет нормы, которыми руководствуются органы военной прокуратуры Российской Федерации;
- Седьмому – отведены все вопросы, не вошедшие в названые ранее положения. В статьях с 51 по 54 раскрываются особенности прокурорской отчетности, обеспечения системы и официальной печати.
Что регулирует и когда применяется
Закон регулирует:
- Сферу деятельности прокуратуры и всех ее структурных подразделений;
- Обеспечивает правовую структуру;
- Механизмы взаимодействия всех элементов системы.
Применяется по вопросам:
- Осуществления полномочий прокуроров и прокурорских работников РФ;
- При взаимодействии с аналогичными органами других стран;
- Иностранных организаций;
- Осуществляет правовую поддержку;
- Устанавливает основные права и запреты в названой сфере правоотношений.
Сфера применения затрагивает полномочия прокурорских работников, при:
- Осуществлении проверок;
- Запроса информации;
- Участия в судебных процессах;
- Участия в нормотворческой деятельности;
- Предъявлении требований;
- Ведении реестров и статистики.
Основные положения
Прокуратура РФ призвана обеспечивать законность и защиту основных прав и гарантий граждан нашей страны, общества и государства. Для достижения названых целей она обеспечивает:
- Надзор за органами власти;
- Надзор за оперативно-розыскными органами;
- Надзор за судебными приставами;
- Надзор за администрациями;
- Осуществление уголовного преследования;
- Юридическую помощь по вопросам правоприменения при борьбе с преступностью;
- Привлечение к административной ответственности в соответствии с положениями КоАП РФ.
Прокуратура РФ:
- Может участвовать в разработке и утверждении законов РФ;
- Представляет собой вертикальную систему власти, где нижестоящие прокуроры подчинены вышестоящим прокурорам, а также Генеральному прокурору РФ.
Органы прокуратуры:
- Являются независимыми от иных систем федеральных органов власти и органов власти субъектов РФ, подчиняются только законодательству РФ;
- Действуют открыто и гласно (исключения составляют персональные данные граждан и государственная либо иная охраняемая законом тайна);
- Информируют население и органы власти о состоянии законности на территории страны и отдельных субъектов.

Нужна заявка займа «Домашние деньги» онлайн? Смотрите здесь.
Прокурорские работники:
- Не могут быть выбраны в органы либо быть участником органов, образующихся по решению органов власти или являющихся ими;
- Не могут быть членами группировок, деятельность которых осуществляется в политической сфере;
- Не могут заниматься никакой оплачиваемой деятельностью, кроме творческой, научной и педагогической.
Прокурор не может требовать:
- Документацию, которая не входит в цель и предмет его проверки;
- Документы, которые в рамках другой прокурорской проверки уже были переданы в органы прокуратуры;
- Документы, опубликованные в сми.
В органах прокуратуры рассматриваются:
- Заявления;
- Обращения;
- Жалобы, которые содержат информацию о нарушении законодательства РФ.
Нюансы
- В рамках установленных полномочий, работники прокуратуры вправе осуществлять проверку на выявление коррупциогенных факторов в нормативных правовых актах, поступивших на юридическую экспертизу;
- В случае выявления признаков коррупции прокуроры незамедлительно вносят протест или представление в соответствующий орган;
- Требование об изменении нормативного акта, в котором обнаружены признаки коррупциогенной составляющей, должно быть рассмотрено не позднее чем через десять дней после его поступления в орган;
- О результатах рассмотрения сообщается в прокуратуру. Однако подобное требование может быть обжаловано в том числе в судебном порядке;
- Генеральный прокурор и другие работники по его представлению могут присутствовать на официальных заседаниях федеральных органов власти, органов МСУ, региональных органах власти, вносить соответствующие предложения;
- Прокуратура в рамках возложенных на нее обязанностей координирует работу органов МВД и других органов, связанных с противопреступной деятельностью;
- Прокуроры в соответствии с полномочиями, установленными назваными законом, могут быть стороной по делу в судебном разбирательстве для обеспечения законности в судебной системе власти;
- Прокуроры могут опротестовывать незаконные решения судов;
- Запрещено воздействовать на прокурора во время проведения проверки либо осуществления иной деятельности в соответствии с законодательством РФ. Прокурор не обязан знакомить или обнародовать с результатами проверки до ее завершения.
Последние изменения в федеральном законе «О прокуратуре РФ»
Федеральным законом, принятым 7 марта 2020 года № 27-ФЗ, «О внесении изменений в Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» были дополнительно установлены условия и сроки представления прокурору запрашиваемых сведений, документации.
Были усовершенствованы положения, затрагивающие прокурорские проверки, касающиеся:
- Соблюдения основных прав;
- Гарантий и свобод граждан и юридических лиц.
Статья 6 претерпела изменению в части установленных сроков:
- В настоящее время вся необходимая документация, которая была запрошена в рамках осуществления соответствующей проверки, должна быть представлена в течение 3х рабочих дней;
- Если вопрос касается проверки действующего закона, срок сокращается до двух дней;
- Если запрашиваемая информация касается причинения вреда имуществу, природной окружающей среде, гражданам, государству, чрезвычайной ситуации, то сведения должны быть представлены в течении одних суток.
Статья 21 дополнена конкретизацией сроков. Теперь решение о проведении проверки должно быть доведено до проверяемого субъекта не позднее чем в день начала проверки. В таком решении в обязательном порядке должны быть указаны основания проведения проверки, ее основные цели и предмет проведения.
Названым Федеральным законом устанавливаются:
- Конкретные сроки проведения проверок;
- Возможность и основания их продления;
- Случаи, когда проведение проверок законно и обосновано.

Нужен образец заполнения госпошлины за замену и выдачу водительского удостоверения? Он здесь.
Интересует торговый сбор с 1 июля 2020 года для населения? Смотрите далее.
Федеральный закон «О прокуратуре РФ» является одним из основных законов, регулирующих сферу деятельности надзорных органов и одним из самых проработанных законов в нашей стране.
Федеральный закон является фундаментом правовой деятельности органов прокуратуры на территории нашей страны. Он обязателен для применения как работникам прокуратуры и прокурорам, так и лицам, которые являются субъектами прокурорского надзора.
Внимание!
- В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
- Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.
Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!
- Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
- Позвоните на горячую линию:
ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.