Что собой представляет госслужба в РФ

0

Институт государственной службы всегда развивается одновременно с государством. Чем выше уровень развития державы, тем многофункциональнее и сложнее его управляющий аппарат.

В большинстве стран, в том числе и в России, государственная служба развилась из отношений «сюзерен-вассал», господин и подчиненный ему вольный человек, исполняющий определенные обязанности за предоставляемые ему блага. Это может быть плата деньгами или землей, часто практиковались награждения «холопами», т.е. крепостными, какими-либо привилегиями (торговыми).

Исторически понятие госслужбы прошло трансформацию от служения государю как человеку (личного служения) до службы государству в том смысле, как оно понимается сейчас, и в данной же формации. Изначально существовала только личная служба государю (князю или царю), которая породила особый социальный класс — служилого дворянства.

Справка: служилые дворяне (историчное наименование — «дети боярские», по факту не всегда находившиеся в кровном родстве с боярами) — класс населения, получавший от князя, а впоследствии царя Московского землю в личное пользование. Не платили налогов (не являлись «податным сословием»), но взамен этого в любой момент были обязаны явиться на военные сборы «людно, конно и оружно» — т. е. с несколькими личными воинами (боевыми холопами), боевыми конями и с личным вооружением, чтобы принять участие в боевых действиях. Земля, выдаваемая в пользование служилому дворянству, предназначалась в первую очередь для получения дохода для содержания воинов, лошадей, обеспечивающих служб, а также для покупки оружия, доспехов и т. д.

Земельный надел — вотчина — служилому дворянству по наследству формально не передавался, но фактически наследник «сына боярского» становился таким же воином, как отец, и вотчина соответственно переходила к нему. Так постепенно произошло — одновременно — формирование класса потомственного дворянства и государственной военной службы.

Развитие государственной гражданской службы шло иным путем. Фактически ее структура окончательно сложилась в России в 17 веке (1600-1700 годы).

«Приказы» семнадцатого века

Судебная и исполнительная власть в Московском государстве, начиная с Иоанна IV Грозного и заканчивая Петром I Великим (при котором глобальной реформации подверглась вся страна, а не только ее госслужба) находилась в ведении так называемых «Приказов» — предшественников коллегий и министерств.

Приказы назначались для контроля и регулирования любых важных для государства отраслей, включая стратегические (вопросы войны и мира, добывающей промышленности, управления отдельными территориями, сбора налогов и недоимок), отраслевые, придворные (дворцовые), ревизионно-контрольные, делопроизводственные и другие.

Некоторые приказы действовали на постоянной основе, например Бронный — ведавший производством оружия и доспехов, Посольский — предшественник Министерства иностранных дел, Житный — занимавшийся стратегической продовольственной безопасностью (организацией сбора и хранения казенного хлеба на случай недорода, войны и т. д.), и множество других.

Иные приказы действовали временно, например Доимочный — неоднократно учреждался для сбора недоимок по налогам, Денежного и хлебного сбора (на военные нужды, учреждался в случае большой войны), и т. д. Между собой приказы находились в сложной системе отношений, некоторые были подчинены другим, причем в названии это никак не отражалось, другие подчинялись напрямую думным боярам — высшим государственным чиновникам.

Отдельные приказы управляли делами определенных территорий и даже делами отдельных полков (в основном «проблемных» — казачьих, рейтарских (из иностранных наемников), а также стрелецких).

Начальник приказа имел чин от боярина (высший чин и одновременно титул) до окольничего — второй по значимости.

Большая часть сотрудников-специалистов, непосредственно обеспечивавших деятельность приказа (общее наименование — приказные) имели один из нижеследующих чинов (и одновременно — должностей):

  • ярыга, ярыжник — низший, рядовой чин;
  • подъячий — средний;
  • дьяк — условно высший;
  • судья — представитель отдельной «судебной» власти в некоторых приказах, в чьем ведении было судебное производство.

Непосредственное руководство отдельным подразделением приказа либо целым второстепенным приказом осуществлял, как правило, дьяк (не путать с дьяконом — священником), подчинявшийся окольничему либо боярину.

В придворной службе была своя система чинов, в аппарате власти — боярской думе — также отдельная.

В начале XVIII века, а именно 22 октября 1721 года Петром I был издан указ «О Табели о рангах», отменяющий большинство приказов и радикально реформирующий саму систему государственной службы. «Табель о рангах» фактически стала первым российским законом, регулирующим порядок государственной службы.

Видео: Принципы

Понятие и система

Само понятие «государственная служба» имеет очень широкое толкование. Фактически это исполнение «руководящей роли государства». Государственные служащие находятся на обеспечении государства, получают от него жалование и, как правило, определенные привилегии, выполняя функции исполнительной власти.

Они обеспечивают работу государственного аппарата, министерств, различных служб, агентств и других ведомств по фактическому исполнению в стране принятых Правительством законов, указов и других нормативных актов.

Определенные группы высших госслужащих наделены правом издавать собственные нормативные акты — приказы по ведомствам — строго в пределах своей компетенции.

Госслужба в современной России

Госслужба в РФ в настоящее время делится на 3 части:

  1. Государственная гражданская служба.
  2. Военная служба.
  3. Правоохранительная служба.

Фактически под выражением «госслужба в РФ» сейчас подразумевается именно государственная гражданская служба. Государственные гражданские служащие делятся на федеральных (ФГГС) и служащих субъектов Российской Федерации.

Эта категория служащих составляет основную массу сотрудников государственных ведомств (служб, министерств, агентств федерального и местного подчинения), за исключением силовых и правоохранительных.

Основные аспекты, принципы, порядок прохождения и другие нюансы госслужбы в РФ регулируют 2 закона:

  • № 58-ФЗ от 27.05.2003 «О системе государственной службы»;
  • № 79-ФЗ от 27.07.2004 «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Для всех государственных гражданских служащих, независимо от службы, действует единый перечень категорий должностей:

  1. Руководители.
  2. Советники (помощники).
  3. Специалисты.
  4. Обеспечивающие специалисты.

Каждая из этих категорий, в свою очередь, имеет деление на группы по старшинству (3-4 разряда).

Кроме того, действует система классных чинов (аналогов воинского звания):

  1. Действительный государственный советник 1-3 класса.
  2. Государственный советник 1-3 класса.
  3. Советник государственной гражданской службы 1-3 класса.
  4. Референт 1-3 класса.
  5. Секретарь 1-3 класса.

В некоторых федеральных службах, например в таможенной, действует «спаренная» система, при которой начальником отдела является офицер (таможенной службы — приравнивается к «военному» офицеру), а сотрудники этого же отдела — государственные гражданские служащие. При этом и тот, и другие являются полноправными таможенниками.

Сроки выхода на пенсию

Для государственных служащих установлен единый максимальный порог нахождения на службе — до 60 лет и 55 лет для женщин. При этом в отдельных случаях по решению руководителя и согласию самого служащего максимальный возраст нахождения на службе может быть повышен, но не более чем на 10 лет — до 70 и 65 лет соответственно.

При этом если лицо имеет общий стаж госслужбы более 15 лет (независимо от того, в одном и том же органе или в разных), то ему причисляется надбавка к окладу — пока находится на службе, и к страховой части пенсии после выхода на пенсию соответственно.

Однако с 2018 года вводится новая система расчета пенсионного возраста для госслужащих. Она установлена Федеральным законом № 143 от 23.05.2016. Она предполагает поэтапное увеличение пенсионного возраста — на полгода каждый год до 2025.

С начала 2018 по 2025 таблица выхода на пенсию для госслужащих следующая:

  • 2017 — 55 лет и 6 месяцев для женщин, 60 и 6 месяцев для мужчин;
  • 2018 — 56 и 61 год соответственно;
  • 2020 — 57 и 62;
  • 2022 — 59 и 64;
  • 2025 — 59 лет и 6 месяцев для женщин, 64 года и 6 месяцев для мужчин.
С 2026 по 2032 пенсионный возраст поступенчато, на полгода за календарный год, будет возрастать для женщин, для мужчин он составит фиксированные 5 лет. Таким образом, с 2026 мужчины будут находиться на госслужбе до выхода на пенсию до достижении 65 лет (если не уволятся ранее).

Таблица пенсионного «порога» для женщин:

  • 2026 — 60 лет;
  • 2028 — 61 год;
  • 2030 — 62 года;
  • 2032 — 63 года.

Закон 79-ФЗ в последней редакции

Последняя действующая редакция закона № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» заключает в себе изменения, внесенные 3 апреля 2018 года законом № 64-ФЗ. Описывает основные принципы государственной гражданской службы в России, основы взаимодействия с другими службами, классификацию должностей, правовой статус служащего, его права и обязанности.

Также устанавливает порядок поступления на госслужбу, вводит понятие служебного контракта, определяет систему ограничений и запретов, оплаты труда, государственных гарантий для госслужащих, и многое другое.

Вам также могут понравиться Еще от автора

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.