Какие изменения в ОСАГО с 1 января 2018 года

0

Страхование автогражданской ответственности — обязательная процедура для каждого водителя, несоблюдение которой влечёт штрафные санкции. Однако с самого начала было ясно, что институт автострахования ещё далёк от совершенства.

Он должен пройти долгий путь и претерпеть множество изменений, которые станут очевидны в процессе его практического применения. И только после этого он в полной мере сможет выполнить свою первоначальную роль.

Закон

Пакет изменений, касающихся страхования автогражданской ответственности, вступает в силу с первого января этого года. Цель таких изменений — очередной шаг в развитии института страхования, который необходим с целью корректировки правовых норм с практикой правоприменения. Новые изменения позволят точнее отразить общественные процессы и отрегулировать институт.

Главный закон, касающийся автострахования — это ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». Именно он регулирует институт и содержит основные понятия, а также права и обязанности всех сторон — участников ДТП, страхователей, страховщиков и так далее.

Основные принципы института страхования закреплены в Гражданском Кодексе РФ. Если какой-либо из вопросов не отрегулирован законом об ОСАГО, то стоит обратиться к нормам гражданского законодательства.

Также стоит обратить внимание на целый ряд подзаконных актов, которые регламентируют порядок действий государственных органов, а также заполняют многие существующие пробелы. Это различные приказы МВД, Постановления Правительства РФ и так далее.

Информация о водителе

Изменения в законодательстве представляют возможность предъявления требований застрахованному лицу, которое при заключении договора предоставляет страхователя заведомо ложные сведения или недостоверные документы.

Ответственность возникает тогда, когда предоставление таких сведений стало причиной уменьшения стоимости страхования.

Новая редакция закона также предоставляет возможность получения более широкой информации о водителе благодаря новой системе межведомственного взаимодействия. Другие государственные органы, помимо МВД, смогут использовать данную информацию для осуществления своей деятельности (например, служба судебных приставов при розыске должника).

Информация о водителе, отражённая в базе РСА, ранее являлась одной из причин невозможности получения электронного полиса. Многие водители столкнулись с проблемой, что при оформлении полиса через интернет сайт страховой компании указывал на неверность введённых данных.

Дело в том, что данные подаются в РСА страховой компанией, которая впервые заключает договор страхования с гражданином. Изменение хотя бы одной буквы впоследствии не позволяет получить электронный полис, так как в базе просто содержится другая информация.

Что это — случайные ошибки или умышленные действия страховых компаний — остаётся неизвестно.

Новые изменения в ОСАГО с 1 января 2018 года

Изменения касаются закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».

Законодатель вводит следующие нововведения в законодательный акт:

  • первоначальная цель страховки отныне — восстановление транспортного средства при ДТП. Отныне пострадавшее лицо будет получать не денежные средства, а направление, в соответствии с которым будет производиться ремонт в сертифицированной станции технического обслуживания. Деньги будут выплачиваться только тогда, когда ремонт невозможен;
  •  увеличивается размер платежей по европротоколу. Теперь он составляет сто тысяч рублей;
  • вводится штраф за отсутствие «зелёной карты» при выезде за пределы РФ;
  • пешеход, виноватый в ДТП, не должен возмещать вред;
  • информация из РСА теперь доступна водителям. Ранее это было несколько ограничено;
  • электронный полис теперь должен выдаваться всеми страхователями.

Все изменения, включенные в законодательство с 2018 года оставляют неизменными основные принципы автострахования, однако заполняют некоторые пробелы, существовавшие ранее. Однако не все проблемы разрешены. Некоторые вопросы так и не нашли отражения в данном пакете изменений, но возможно будут отражены в дальнейшем.

Какие изменения не вошли

Некоторые изменения, необходимость которых уже давно обсуждается как представителями страховых компаний, так и автовладельцами, не нашли своего отражения. Возможно, они будут включены позже, когда законодатель полностью проанализирует ситуацию и рассмотрит их необходимость.

К таким вопросам можно отнести:

  • повышение стоимости полиса страхования. Компании давно говорят о необходимости увеличения стоимости полиса, но водители считают иначе. Вопрос противоречивый и требует тщательного анализа со стороны законодателя;
  • отмена учёта мощности транспортного средства. Данный вопрос ставится давно, но иного реального варианта разграничения стоимости предложено не было;
  • включение нового коэффициента, который будет отражать нарушение правил ДТП;
  • введение многоуровневой системы страхования. Предполагается, что страхователь сможет получать разный размер возмещения в зависимости от типа приобретённого им полиса;
  • введение коэффициента, отражающего опасность вождения;
  • возможность выдачи полиса на более длительный срок (например, на три года);
  • отмена региональных коэффициентов и приведение цен по всей стране к единому размеру.

Многие из этих нововведений не нашли отражения по той причине, что механизм их применения пока неясен. Возможно, законодатель включит их в последующие поправки.

Электронный полис

Законодатель давно предусмотрел возможность приобретения полиса посредством сети Интернет, то есть электронного полиса. Ещё в 2015 году такая возможность была закреплена в правовых нормах.

Несмотря на введение в этом году обязанности всем компаниям выдавать электронные полисы, фактически такая возможность не всегда может быть осуществлена.

Ранее во многих случаях оформление полиса через интернет затруднялось всяческими «техническими ошибками». Оформление такого полиса было практически невозможно. Теперь страховые компании обязаны извещать о возможных неполадках ЦБ РФ и устранять их в кратчайшие сроки.

Если возможность оформить электронный полис не появится, то на компанию может быть наложен штраф в размере трехсот тысяч рублей.

Многие компании утверждают, что сознательно отключали возможность оформления электронного полиса в связи с большим количеством мошеннических действий. С января 2018 года любое препятствование оформлению электронной страховки будет наказываться соответствующей санкцией.

Видео: Помощь водителям

Предъявление повреждений при страховом случае

Новый порядок предъявления повреждений был введён ещё в предыдущей редакции. После ДТП транспорт должен быть осмотрен представителем страховой компании. Суть такого нововведения — борьба с распространёнными мошенническими действиями, совершаемыми недобросовестными застрахованными лицами.

Независимая экспертиза во многих случаях выдавала заключение с завышенным результатом стоимости ремонта.

Вопрос необходимости подобных действий давно поднимается представителями страховых компаний. Это связано с большим количеством мошеннических действий. Стоимость ремонта существенно завышается, после чего компании несут дополнительные убытки.

Выплаты

В изменениях на 2018 год планируется важное нововведение. Многие водители (планируется, что это будет большая часть) станут получать от компании-страхователя не денежную компенсацию выплат, а направление на ремонт.

Данная мера, по мнению многих специалистов, направлена на противодействие автоюристам, которые добивались увеличения страховых выплат за счёт проведения независимых экспертиз. Теперь же обращаться за экспертизой до оценки транспорта страхователем будет незаконно.

Данный шаг имеет как плюсы, так и минусы:

  • с одной стороны, недобросовестные «пострадавшие» проводили схему, в соответствии с которой размер выплат значительно увеличивался. При этом часто стоимость становилась явно завышенной относительно реальной стоимости ремонтных работ и приобретения деталей;
  • с другой стороны, страховые компании стремятся минимизировать выплаты, даже несмотря на то, что часто ремонтные работы стоят значительно дороже. Учитывается износ деталей, тогда как их фактическое состояние оценивается редко. К тому же отремонтированный автомобиль значительно теряет в цене, независимо от качества произведённого ремонта.

В 2018 году также увеличился размер выплат по европротоколу. Ранее он составлял пятьдесят тысяч рублей, отныне от равен ста. Однако предел сумм по данному протоколу для Москвы, а также Санкт-Петербурга останется на прежнем уровне — четыреста тысяч рублей.

Новые изменения в ОСАГО с 1 января 2018 года предполагают включение в правовое поле нового порядка возмещения ущерба. Теперь транспорт будет направляться на ремонт в сертифицированное СТО, а выплаты будут осуществляться лишь в крайнем случае. Это нововведение можно считать основным.

Также важным моментом считается обязанность страховых компаний обеспечить клиентам возможность приобретения электронного полиса, что должно препятствовать навязыванию дополнительных услуг со стороны таких организаций и уменьшить очереди в офисы страхователей.

Система обязательного автострахования нуждается в некотором реформировании. Она несовершенна и имеет множество изъянов и пробелов. Однако развитие её происходит в верном направлении.

Институт развивается, в большей степени отражая реальные общественные проблемы. Изменения в законодательство, вступающие в силу с 1 января 2018 года, заполнят некоторые пробелы и устранят противоречия.

Фото: Документы

Вам также могут понравиться Еще от автора

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.