Звонок бесплатный

Почему собственники могут лишиться земельных участков с 1 января 2018 года

0

Зачастую гражданам новости о новых законодательных переменах преподносят в виде «страшилок», пугая лишением прав собственности и отнятия земельных участков. Данный вопрос необходимо рассмотреть с позиции действующего законодательства и последних поправок в нем.

Что меняется

СМИ активно крутится тема лишения земельных участков с 2018 года и делается привязка к закону 2015 года под номером 251.

Во-первых, данный закон утратил силу с принятие в прошлом году другого документа — 361-го.

Во-вторых, какие нормы ввел пугающий землевладельцев акт:

  • возложена обязанность осуществлять процедуру регистрации собственности органом государственной власти, если на основании его акта или соглашения с ним возникло новое право на объект; возможность производить регистрацию сохраняется и за второй стороной — правообладателем;
  • внесены поправки в 221-ый закон о кадастре, согласно которым БТИ информирует муниципалитет или местное самоуправление об объектах, которые учтены в кадастре, но не зарегистрированы в Росреестре на протяжении 5 лет.
Следовательно, именно в 251-ом законе не упоминается вопрос отнятия земельных участков. В законе всего 3 статьи, поэтому остается загадкой, почему его приводят во всех «страшилках» о новых реформах.

Но наряду с 251-ым законом в 2015 году были приняты и другие акты в сфере недвижимого имущества:

  • новый закон о регистрации недвижимости — 218-ый, полностью замещающий старое законодательство 1997 года за номером 122; документ подразумевает введение с 2018 года единого реестра для регистрации объектов недвижимости и изменения в порядке этой процедуры; реестр начал функционировать с 1 января текущего года;
  • 193-им законом предусмотрена уголовная ответственность за представление недостоверных и ложных данных в кадастровые документы.

В 2018 году был принят 361-ый закон, по которому и утратил силу акт за номером 251. Он содержит поправки в различных отраслях экономики, в т.ч. и в сфере кадастра и государственной регистрации.

Большей частью поправки коснулись 221-ого закона о государственном кадастре, принятом еще в 2007 году и нового 218-го закона. Последний и является ориентиром для всего процесса проведения недвижимого имущества через документальное оформление.

Какие изменения внесены:

  • расширение перечня субъектов кадастровой деятельности — появились кадастровые инженеры и саморегулируемые организации кадастровых инженеров;
  • регламентация их деятельности, ответственности;
  • уточнение порядка обжалования решения о приостановлении постановки на кадастровый учет;
  • добавление в ряд объектов недвижимости единого имущественного комплекса;
  • другие небольшие изменения и уточнения.

Таким образом, 361-ый закон не коснулся вопроса снятия с кадастрового учета незарегистрированного имущества и его перевода в муниципальную собственность.

Резюмируя все принятые за последние 2 года акты, можно утверждать, что те недвижимые объекты, которые учтены в кадастре и с даты постановки в течение 5 лет не зафиксированы за собственником, не снимаются с учета.

Однако Росреестр обязан информировать муниципалитет о таких объектах. При этом необходимо помнить, что все земельные участки, у которых нет документального владельца, априори числятся за муниципальным образованием, к которому прикреплены, и для регистрации прав на них фактическому владельцу требуется обращаться в администрацию местного самоуправления с заявлением — для получения согласия на процедуру.

Видео: Земельный налог

Как зарегистрировать право на землю

Процесс внесения записи о возникновении нового права собственности имеет множество тонкостей и ответвлений в зависимости от характеристик недвижимого объекта, которые и отражены в действующем законодательстве.

Если брать в пример стандартный случай процедуры, то пошаговая инструкция для правообладателя выглядит следующим образом:

  1. Собрать пакет документации:
  • кадастровый паспорт;
  • документ перехода прав (купли-продажи, дарения и т. п.);
  • передаточный акт;
  • паспорта нового и прежнего собственника (если его не было — только паспорт нового правообладателя);
  • квитанция об оплате пошлины (350 руб);
  • заявление;
  1. Сдать в отделение Росреестра либо МФЦ, также возможно использование электронных порталов;
  2. Ожидать ответа ФРС в течение двух недель;
  3. Получить выписку о записи из ЕГРН в назначенный день.

Если помимо земли требуется регистрировать объекты на нем, то после положительного по земле подаются документы для записи о них:

  • паспорт;
  • выписка из ЕГРН либо свидетельство (если на землю право собственности получено до 2018 года);
  • кадастровый паспорт или план;
  • декларация по всем постройкам на земле;
  • квитанция об оплате пошлины (1000 рублей за каждый объект).

Дальнейшие действия аналогичны предыдущему этапу.

Почему собственники могут лишиться земельных участков с 1 января 2018 года

На самом деле причина для опасения землевладельцев реальна и собственники могут лишиться земельных участков с 2018 года действительно, но она заключена не в упомянутых законам и вообще не относится к Росреестру.

Основные документы. Регулирующие вопрос прав муниципальных образований на землю, — это Гражданский и Земельный кодексы.

Так называемое «лишение» земельных участков возможно при признании недвижимости бесхозяйной.

Так, Гражданский кодекс в 225-ой статье и Земельный кодекс в 25-ой статье указывают основания признания собственности бесхозяйной:

  • у объекта нет собственника;
  • собственник объекта неизвестен;
  • собственник отказался от прав на объект.

Недвижимое имущество, признанное бесхозяйным, принимаются на учет Росреестром по заявлению муниципального органа, на котором находится.

Затем, в течение года муниципалитет не предпринимает каких-либо дальнейших действий. В этот период фактический владелец вправе оспорить постановку своего имущества на кадастр за местным самоуправлением. Если на объект никто не заявил права, муниципалитет может в судебном порядке требовать регистрацию права собственности на объект за собой.

Также муниципалитет может передать недвижимость физическому или юридическому лицу для наступления приобретательной давности и законного вступления в права собственника.

Срок давности для недвижимых объектов — 15 лет. Для обретение прав таким путем необходимо открытое, добросовестное и непрерывное владение имуществом без притязаний на него третьих лиц.

Сам порядок постановки на учет бесхозяйного имущества утвержден в приказе Министерства экономического развития за номером 931 от 2015 года.

О межевании земли

Еще в 2012 году было принято правительственное постановление за номером 2236-р, которое гласит, что с 2018 года распоряжение земельными участками без межевания будет невозможно и неправомерно.

Межевание — это определение границ земельного участка.

Что нужно для проведения процедуры:

  • сбор документов — свидетельства или выписка о праве собственности, постановление Администрации муниципалитета о предоставлении земли, договор приобретения (дарения, наследования, купли и т. д.), кадастровый план — для нового участка, паспорт;
  • согласование вопроса с соседями и получения письменного согласия на размеры участка, которые указываются в акте;
  • выбор кадастрового инженера или организации для проведения самого межевания;
  • приезд специалиста-геодезиста для определения границ, сюда входит:
  • установка межевых знаков на границах участка;
  • определение координат;
  • определение площади, запись всех данных;
  • получение кадастрового паспорта и межевого дела.

Постановка на кадастр и новая запись в праве собственности — как правило, все этапы входят в услуги организации.

Важно — межевание возможно только по участкам, на которые есть право собственности. Невозможно произвести разграничение до получения документов о правах владения.

Федеральный закон № 218-ФЗ

Документ был принят в июле 2015 года и полностью обновил процедуру кадастрового учета и регистрации прав, объединив их в одно мероприятие.

С 2018 года ситуации, когда недвижимость стоит на кадастре, но не зарегистрирована, отбрасываются, так как оба процесса осуществляются Росреестром синхронно.

Запуск единого свода ЕГРН с этого года облегчил собственникам оформление всех документов, теперь не нужно проходить инстанции БТИ, а затем — Росреестра.

Реестр ведется в электронном формате и хранит информацию обо всех объектах недвижимости и операциях с ними.

Согласно новому законодательству прекращается выдача свидетельств о праве собственности, вместо них правообладателям предоставляются простые выписки, обладающие не меньшей юридической силой.

ЕГРН требует еще множества доработок и оптимизации, но сама концепция единого свода положительно скажется на вовлечении населения в процесс заполнения пробелов земельной карты страны.

Муниципалитет наделен правом инициировать регистрацию собственности на себя; право означает выбор, т. е. орган власти может и отказаться от такой процедуру, посчитав нецелесообразным принятие объекта в собственность, и оставить его только на учете.

У фактического владельца есть больше года на обжалование решения Росреестра по постановке на учет имущества за муниципалитетом.

Судебное рассмотрение дела предполагает действия суда по поиску настоящего владельца, установлению его личности и оповещения о процессе, также обязательна публикация муниципалитетом сведений в местных СМИ.

Лишь после принятия всех мер суд может одобрить заявление истца, также возможен отказ в разрешении на регистрации, тогда имущество продолжает числиться за последним известным владельцем либо передается на правах приобретательной давности физическому или юридическому лицу.

Все указанные действия и полномочия обусловлены высокой ценностью земли как незаменимого природного ресурса. Законодатель стремиться вовлечь в экономику все заброшенные и неиспользуемые земли и такими мерами мотивировать собственников.

Вам также могут понравиться Еще от автора

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.