Почему собственники могут лишиться земельных участков с 1 января 2020 года
Зачастую гражданам новости о новых законодательных переменах преподносят в виде «страшилок», пугая лишением прав собственности и отнятия земельных участков. Данный вопрос необходимо рассмотреть с позиции действующего законодательства и последних поправок в нем.
Что меняется
Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:
ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.
Это быстро и БЕСПЛАТНО!
СМИ активно крутится тема лишения земельных участков с 2020 года и делается привязка к закону 2015 года под номером 251.
Во-первых, данный закон утратил силу с принятие в прошлом году другого документа — 361-го.
Во-вторых, какие нормы ввел пугающий землевладельцев акт:
- возложена обязанность осуществлять процедуру регистрации собственности органом государственной власти, если на основании его акта или соглашения с ним возникло новое право на объект; возможность производить регистрацию сохраняется и за второй стороной — правообладателем;
- внесены поправки в 221-ый закон о кадастре, согласно которым БТИ информирует муниципалитет или местное самоуправление об объектах, которые учтены в кадастре, но не зарегистрированы в Росреестре на протяжении 5 лет.
Но наряду с 251-ым законом в 2015 году были приняты и другие акты в сфере недвижимого имущества:
- новый закон о регистрации недвижимости — 218-ый, полностью замещающий старое законодательство 1997 года за номером 122; документ подразумевает введение с 2020 года единого реестра для регистрации объектов недвижимости и изменения в порядке этой процедуры; реестр начал функционировать с 1 января текущего года;
- 193-им законом предусмотрена уголовная ответственность за представление недостоверных и ложных данных в кадастровые документы.
В 2020 году был принят 361-ый закон, по которому и утратил силу акт за номером 251. Он содержит поправки в различных отраслях экономики, в т.ч. и в сфере кадастра и государственной регистрации.
Большей частью поправки коснулись 221-ого закона о государственном кадастре, принятом еще в 2007 году и нового 218-го закона. Последний и является ориентиром для всего процесса проведения недвижимого имущества через документальное оформление.
Какие изменения внесены:
- расширение перечня субъектов кадастровой деятельности — появились кадастровые инженеры и саморегулируемые организации кадастровых инженеров;
- регламентация их деятельности, ответственности;
- уточнение порядка обжалования решения о приостановлении постановки на кадастровый учет;
- добавление в ряд объектов недвижимости единого имущественного комплекса;
- другие небольшие изменения и уточнения.
Таким образом, 361-ый закон не коснулся вопроса снятия с кадастрового учета незарегистрированного имущества и его перевода в муниципальную собственность.
Однако Росреестр обязан информировать муниципалитет о таких объектах. При этом необходимо помнить, что все земельные участки, у которых нет документального владельца, априори числятся за муниципальным образованием, к которому прикреплены, и для регистрации прав на них фактическому владельцу требуется обращаться в администрацию местного самоуправления с заявлением — для получения согласия на процедуру.
Видео: Земельный налог
Как зарегистрировать право на землю
Процесс внесения записи о возникновении нового права собственности имеет множество тонкостей и ответвлений в зависимости от характеристик недвижимого объекта, которые и отражены в действующем законодательстве.
Если брать в пример стандартный случай процедуры, то пошаговая инструкция для правообладателя выглядит следующим образом:
- Собрать пакет документации:
- кадастровый паспорт;
- документ перехода прав (купли-продажи, дарения и т. п.);
- передаточный акт;
- паспорта нового и прежнего собственника (если его не было — только паспорт нового правообладателя);
- квитанция об оплате пошлины (350 руб);
- заявление;
- Сдать в отделение Росреестра либо МФЦ, также возможно использование электронных порталов;
- Ожидать ответа ФРС в течение двух недель;
- Получить выписку о записи из ЕГРН в назначенный день.
Если помимо земли требуется регистрировать объекты на нем, то после положительного по земле подаются документы для записи о них:
- паспорт;
- выписка из ЕГРН либо свидетельство (если на землю право собственности получено до 2020 года);
- кадастровый паспорт или план;
- декларация по всем постройкам на земле;
- квитанция об оплате пошлины (1000 рублей за каждый объект).
Дальнейшие действия аналогичны предыдущему этапу.

Нужна пошаговая инструкция по самостоятельной регистрации ООО с одним учредителем за 2020 год? Она тут.
Почему собственники могут лишиться земельных участков с 1 января 2020 года
На самом деле причина для опасения землевладельцев реальна и собственники могут лишиться земельных участков с 2020 года действительно, но она заключена не в упомянутых законам и вообще не относится к Росреестру.
Основные документы. Регулирующие вопрос прав муниципальных образований на землю, — это Гражданский и Земельный кодексы.
Так, Гражданский кодекс в 225-ой статье и Земельный кодекс в 25-ой статье указывают основания признания собственности бесхозяйной:
- у объекта нет собственника;
- собственник объекта неизвестен;
- собственник отказался от прав на объект.
Недвижимое имущество, признанное бесхозяйным, принимаются на учет Росреестром по заявлению муниципального органа, на котором находится.
Затем, в течение года муниципалитет не предпринимает каких-либо дальнейших действий. В этот период фактический владелец вправе оспорить постановку своего имущества на кадастр за местным самоуправлением. Если на объект никто не заявил права, муниципалитет может в судебном порядке требовать регистрацию права собственности на объект за собой.
Также муниципалитет может передать недвижимость физическому или юридическому лицу для наступления приобретательной давности и законного вступления в права собственника.
Сам порядок постановки на учет бесхозяйного имущества утвержден в приказе Министерства экономического развития за номером 931 от 2015 года.
О межевании земли
Еще в 2012 году было принято правительственное постановление за номером 2236-р, которое гласит, что с 2020 года распоряжение земельными участками без межевания будет невозможно и неправомерно.
Что нужно для проведения процедуры:
- сбор документов — свидетельства или выписка о праве собственности, постановление Администрации муниципалитета о предоставлении земли, договор приобретения (дарения, наследования, купли и т. д.), кадастровый план — для нового участка, паспорт;
- согласование вопроса с соседями и получения письменного согласия на размеры участка, которые указываются в акте;
- выбор кадастрового инженера или организации для проведения самого межевания;
- приезд специалиста-геодезиста для определения границ, сюда входит:
- установка межевых знаков на границах участка;
- определение координат;
- определение площади, запись всех данных;
- получение кадастрового паспорта и межевого дела.
Постановка на кадастр и новая запись в праве собственности — как правило, все этапы входят в услуги организации.
Федеральный закон № 218-ФЗ
Документ был принят в июле 2015 года и полностью обновил процедуру кадастрового учета и регистрации прав, объединив их в одно мероприятие.
С 2020 года ситуации, когда недвижимость стоит на кадастре, но не зарегистрирована, отбрасываются, так как оба процесса осуществляются Росреестром синхронно.
Запуск единого свода ЕГРН с этого года облегчил собственникам оформление всех документов, теперь не нужно проходить инстанции БТИ, а затем — Росреестра.
Согласно новому законодательству прекращается выдача свидетельств о праве собственности, вместо них правообладателям предоставляются простые выписки, обладающие не меньшей юридической силой.
ЕГРН требует еще множества доработок и оптимизации, но сама концепция единого свода положительно скажется на вовлечении населения в процесс заполнения пробелов земельной карты страны.
Муниципалитет наделен правом инициировать регистрацию собственности на себя; право означает выбор, т. е. орган власти может и отказаться от такой процедуру, посчитав нецелесообразным принятие объекта в собственность, и оставить его только на учете.
У фактического владельца есть больше года на обжалование решения Росреестра по постановке на учет имущества за муниципалитетом.
Лишь после принятия всех мер суд может одобрить заявление истца, также возможен отказ в разрешении на регистрации, тогда имущество продолжает числиться за последним известным владельцем либо передается на правах приобретательной давности физическому или юридическому лицу.

Нужен график выездных налоговых проверок на 2020 год? Переходите по ссылке.
Ищете образец приказа на материальную помощь нескольким сотрудникам? Он сюда.
Все указанные действия и полномочия обусловлены высокой ценностью земли как незаменимого природного ресурса. Законодатель стремиться вовлечь в экономику все заброшенные и неиспользуемые земли и такими мерами мотивировать собственников.
Внимание!
- В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
- Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.
Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!
- Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
- Позвоните на горячую линию:
ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.